Лисовский писал(а):1. Похожие обстоятельства уже рассматривались на форуме, в частности, есть Ваш ответ: «На данный момент действует Список болезней от 2008 года (утвержден Приказом МОУ № 402), которым руководствуются врачи медкомиссии военкомата при определении степени годности к службе в армии. Каких-либо запретов и ограничений на повторный медосмотр исключенных или снятых с воинского учета невоеннообязанных закон не содержит». Однако на другом форуме юрист упорно говорит о том, что повторно взять на учёт в принудительном порядке невозможно - лишь добровольно. Якобы военкоматы это скрывают и люди ставятся не зная, что можно отказаться. Мотивирует статьей 58 Конституции. Правда ли это и какая возможность использовать её в судебном иске на возможные действия военного комиссара по повторной постановке на учет?
Обратная сила закона, в контексте возобновления воинского учета, может выражаться (к примеру) в попытке признать недействительными
предыдущие выводы медкомиссии по той причине, что после её проведения был принят новый Приказ № 402, который устанавливает другой
порядок определения степени годности к службе в армии. Это являлось бы нарушением ст. 58 КУ и принципа отсутствия обратной силы нормативно-правовых актов. Естественно, про оспаривание старого постановления ВЛК речь не идет. Состояние здоровья - это то, что можно оценить сегодня, и делать это следует по новым критериям.
Что касается непосредственно
восстановления на воинском учете после успешного прохождения медицинской комиссии по новому Расписанию болезней, то здесь также не усматривается признаков обратной силы закона. Защита Родины - обязанность гражданина, предусмотренная статьёй 65 Конституции Украины, а воинский учет - один из главных способов её реализации. И если состояние здоровья гражданина, его возраст и другие критерии, установленные
сегодняшними законами, позволяют ему в случае необходимости исполнить указанную выше конституционную обязанность, он должен быть военнообязанным.
Также хочу заметить, что в утверждении про добровольность восстановления на учете (из-за нарушения статьи 58 КУ) присутствует определенная нелогичность. Если данную норму всё же считать нарушенной, то ни согласие лица, ни даже его очень большая просьба, не дают права должностным лицам военкомата осуществить "незаконные" и "неконституционные" действия по
возобновлению на учёте.
Лисовский писал(а):2. Вы описывали два возможных варианта оспаривания решения медицинской комиссии: жаловаться наверх по инстанциям и обращаться в суд. Кроме того, рассматривался вопрос сроков и составления искового заявления. Только один момент, на мой взгляд, был опущен. Для суда и юриста, составляющего иск, нужен первичный документ, основание для обращения в суд. Думаю, врачи посмеются, если сказать им – дайте выписку, я буду с Вами судиться. В связи с изложенным у меня следующий вопрос: какой механизм получения первичного и правомочного для суда документа из медкомиссии. На что ссылаться при борьбе за этот документ, что требовать по содержательной стороне и чем пригрозить в случае более чем вероятного отказа?
Оспаривание выводов медкомиссии подразумевает
обжалование Постановления военно-врачебной комиссии. На практике получить этот документ бывает сложно, а иногда - невозможно. Я могу бы советовать "пугать" прокуратурой, как делают многие юристы, но есть более простой и действенный способ, значительно менее травматичный и конфликтный.
Часть 2 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства (КАС) предусматривает возможность приведения в исковом заявлении перечня доказательств, которые не могут быть получены истцом самостоятельно. Таким образом, просьбу об истребовании необходимых документов можно указать прямо в иске. При этом я все же рекомендую сначала письменно обратиться с такой просьбой к военкому.
Что касается процедуры составления заявления в суд, то его мотивировочная и описательная части строятся на имеющихся диагнозах, результатах обследований, выписках, эпикризах и пр. Все эти документы никак не связаны с военным комиссариатом и находятся у больного на руках. Выписки медкомиссии военкомата не являются обязательными на данном этапе, но должны быть истребованы и исследованы в судебном заседании.
Лисовский писал(а):3. Поделитесь, если у Вас имеются наблюдения по такому вопросу. Активно ли сейчас военкоматы занимаются восстановлением на воинском учете больных (и ранее снятых по здоровью), чтобы затем опять сделать их непригодными, но находящимися на учёте? И существенен ли здесь фактор возраста? Я понимаю, формальный ответ: всех «инвалидов» до 60 лет надо опять поставить на учет. Но, по сути, с кого первого начинают – того, кто моложе или без разницы?
Вы не совсем верно предположили суть моего ответа - всех "инвалидов" до 60 лет ставить на учёт не нужно. Это попросту невозможно.
Розклад хвороб содержит ряд заболеваний, при которых лицо подлежит исключение с воинского учета (соответственно, не может пребывать на нём).
К ним относится: активный туберкулез; тяжелые формы вирусных гепатитов; болезни, связанные с ВИЧ-инфекцией; злокачественные опухоли и доброкачественные новообразования; тяжелые формы анемии, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета и ожирения; стойкие психический расстройства различных видов; алкоголизм и наркомания; явно выраженные глазные болезни; сердечная недостаточность и нарушение легочного кровообращения, кардиомиопатия; цереброваскулярные болезни; язвы и грыжи; заболевания нижних дыхательных путей; бронхиальная астма; челюстно-лицевые аномалии; болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки; кожные заболевания тяжелых форм; инфекционные артропатии и воспалительные полиартропатии; артрозы и другие поражения суставов; дефекты и деформация пальцев кисти, плоскостопие; болезни позвоночника (дорсопатия); травмы головы и шеи, а также их последствия; повреждения внутренних органов, верхних и нижних конечностей.
В большинстве из перечисленных случаев, исключение с воинского учёта по состоянию здоровья возможно лишь при значительном нарушении функций отдельных органов или организма в целом. Тем не менее, как видно из указанного выше списка,
перечень заболеваний, освобождающих от воинской обязанности, более чем обширный. Что касается вопроса об интенсивности работы военкоматов по возобновлению граждан на воинском учете (хотя здесь корректнее говорить о проверки степени годности) - она сейчас не высока, но в будущем, вероятно, будет увеличиваться.
Лисовский писал(а):4. Если человек уже невоеннообязанный, но вследствие увеличения возраста пребывания в запасе может стать им снова. Будет ли для него соотношение уголовной/административной ответственности (плюс общий её объём) при различных неправомерных действиях по уклонению от постановки на повторный учёт таким же, как для человека, который никогда не снимался с учета?
Разницы нет. Вид наказания за уклонение от воинского учета (уголовное или административное) определяется наличием или отсутствием предупреждения военного комиссара. В зависимости от этого, будет наступать
ответственность по ст. 210 административного кодекса, либо по статье 337 УК. Подробнее о разграничении наказаний можно узнать (спросить) в профильной теме моего форума - список разделов внизу страницы, слева.
Лисовский писал(а):5. Есть ли случаи того, что военкоматы просто теряют документы снятых с учёта «инвалидов»? У меня, например, прошло почти 10 лет...
Здесь целесообразно говорить не о буквальной потере документов, а о невозможности их обработать в обозримом будущем. В те годы с учета было снято огромное количество военнообязанных. Часть из них - необоснованно (речь не об инвалидах, а о вполне здоровых людях). Этот факт уже является признанным на неофициальном уровне, о нём говорят во многих военных комиссариатах. Причины и основания обсуждать не будем, но так было. Объем данных слишком велик, а человеческих ресурсов мало, поэтому во время мобилизации и призыва на срочную службу воинским учётом граждан занимаются по остаточному принципу (преимущественно, текущие вопросы прописки и выписки военнообязанных).