Толерант писал(а):Меня волнует — реально ли вообще получить отсрочку от военной службы и призыва в армию?
При наличии законных оснований (и желания ими воспользоваться) — отсрочка от призыва должна быть предоставлена. Решение о предоставлении отсрочки офицеру запаса принимается аттестационной комиссией областного военного комиссариата. Отказ в отсрочке (по аналогии со срочной службой и прошедшими волнами мобилизации) характерен исключительно для военнообязанных и призывников, от которых в РВК не ожидают последующей реализации правовых методов защиты. Созданию такого мнения способствует: незнание профильного законодательства; чрезмерно спокойное, либо наоборот — слишком агрессивное, поведение; отказ от подписи (явный признак, т.к. в военкомате знают, что это дает им возможность трактовать подобное действие как уклонение, в отличии от случаев, когда рядом с полем для подписи кратко излагается причина несогласия). Кроме того, аналогичное мнение может создать даже фраза "я подам на вас в суд" (почему — см. ниже).
Толерант писал(а):В военкомате сказали, что вышел новый закон и теперь отсрочка от армии не положена, если есть родители-пенсионеры и 1 или даже 2 ребенка (только 3 детей и больше).
Это, безусловно, неправда. Вы не первый, кому такое говорят. Есть также проблемы с получением отсрочки от армейской службы по основанию наличия одинокой нетрудоспособной матери или отца (и с самим определением термина "непрацездатність"). Однако изменения в законодательство, которые отменяют перечень отсрочек, предусмотренный статьей 17 ЗУ «Про військовий обов'язок і військову службу» — не вносились. Довольно часто в военкоматах можно услышать утверждение и о том, что с 2014 года (с момента объявления первой волны мобилизации) в Украине действует военное время. Таким образом в РВК объясняют возможность призыва граждан, которые не согласны с выводами медкомиссии о своей годности к службе. Правовой режим военного положения действительно кардинально меняет порядок медицинского осмотра призывников (военнообязанных) и установления негодности к военной службе, однако оснований для применения этих положений — нет. По состоянию на сегодняшний день медосвидетельствование контингента в военных комиссариатах проводится по нормам мирного времени (с рядом поправок, вызванных действием «особливого періода»).
Толерант писал(а):Как бороться, если военкомат "тупо" отказывает и отправляет в войска?
Есть два способа реагирования на противоправные действия должностных лиц военкомата:
- 1. Судебное оспаривание незаконных решений.
- 2. Внесудебное обжалование (включая превентивные меры).
Судебное оспаривание, к сожалению, за последние пару лет зарекомендовало себя как низкоэффективный метод (речь идет не о всех категориях военных споров, а только о делах, связанных с призывом). Основная причина — сроки рассмотрения дел сейчас таковы, что зачастую обращение в суд является попросту бессмысленным. К примеру, от подачи иска до принятия решения судом первой инстанции проходит несколько месяцев. Апелляционная жалоба, которую ответчик подает практически всегда, затягивает процесс еще на 1-2 месяца. Таким образом, общая продолжительность слушания дела может составлять 4-6 месяцев. При этом важно понимать, что подача искового заявления автоматически не освобождает от воинской обязанности и военной службы (иначе все поступали бы именно так). Кроме озвученной проблемы со сроками, за последние два года в Украине наблюдается устойчивая отрицательная статистика удовлетворения исков призывников и военнообязанных в спорах с РВК. Это хорошо прослеживается из анализа Единого государственного реестра судебных решений, причем данная тенденция является всеукраинской и не зависит от области, ФИО судьи или адвоката (хотя многие мои коллеги продолжают активно предлагать свои услуги, поскольку ведение процесса довольно прибыльно, хоть это и явно непорядочная позиция). P.S. Естественно, из всего сказанного выше можно найти исключения, т.е. бывают дела и с положительным решением, и рассмотренные в сжатые сроки, но их процент невысок (с таким же результатом лучше подать жалобу в военную прокуратуру — это проще и дешевле, а термины получения ответа будут короче). Учитывая изложенное, по состоянию на сегодняшний день я не могу рекомендовать судебный метод разрешения призывных споров, из-за его недостаточной эффективности.
Внесудебное обжалование действий и решений представителей военных комиссариатов — это более простой, быстрый и результативный, но при этом менее затратный путь. Более того, при отсутствии финансовой возможности и наличии определенной сноровки, он может быть реализован самостоятельно. Представляет собой письменное обращение в форме заявления (если подается лично) или адвокатского запроса/правового заключения (делается адвокатом). Данный способ также применяется как превентивный метод — для недопущения необоснованного отказа в отсрочке, либо других незаконных действий со стороны РВК (когда есть опасения подобных перспектив). Например, таким способом можно заблаговременно направить в военкомат копии своих медицинских документов или копию документа, подтверждающего наличие права на отсрочку. В отличии от случаев, когда подобные документы передаются лично в руки сотруднику РВК (как обычно), использование вышеуказанного способа их доставки позволяет исключить вероятность игнорирования, либо попросту отказа принять "неудобные" военкомату документы (такие жалобы поступают каждый день в период проведения призыва, а в перерывах между призывами — каждую неделю). В потенциально проблемных ситуациях я обычно использую схему направления адвокатского запроса с вопросами: "почему не предоставляется отсрочка" или "будет ли предоставлена отсрочки при условии..." (это, конечно, упрощенный пример). Согласно действующего законодательства, ответ на адвокатский запрос должен быть предоставлен в течении 5 дней, а за непредоставление ответа предусмотрена административная ответственность. При наличии признаков конфликта между призывником/военнообязанным-военкоматом и, как следствие, предпосылок к отказу в отсрочке или необъективному проведению медосмотра — к адвокатскому запросу дополнительно прилагаются копии соответствующих документов (в моей практике ещё не было случая, чтобы направленные таким образом документы игнорировались либо терялись). В более сложных ситуациях, возможно дополнительное составление правового заключения, где будет изложен правовой анализ обстоятельств и документов. Главное условие для реализации всего вышеизложенного — реальное наличие оснований (иногда бывают пограничные ситуации, они изучаются индивидуально). P.S. Применение адвокатского запроса и правового заключения при взаимодействии с военкоматом довольно подробно обсуждалось
здесь.